Консультативная помощь по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушения развития детей с ОВЗ в период распространения коронавирусной инфекции

     Сайт детского сада город Советский ХМАО - Югра

 

Консультативная помощь по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушения развития детей с ОВЗ в период распространения коронавирусной инфекции

 

Комплексный подход к коррекции нарушения функциональной системы движения у детей с ограниченными возможностями здоровья

Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции, и это понятно, поскольку в любой стране нужны личности активные, здоровые, творческие, гармонично развитые!

Распространение в нашей стране процесса интеграции детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации».

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - неоднородная группа, к ним относятся: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра (РАС, со сложными дефектами и др).

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как всеми осознается, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

Хрупкость, несформированность детского организма, требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное — возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития, подверженности простудным заболеваниям, привычки к двигательной активности, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы.

Двигательные, психические, сенсорные нарушения ребенка имеют разные причины, время, степень поражения, сопутствующие заболевания, вторичные отклонения, разный уровень здоровья и сохранных функций, но всегда сопровождаются нарушением моторных функций, отставанием и дефицитом двигательной сферы, от своих здоровых сверстников по уровню физического развития и физической подготовленности они отстают на 1—3 года и больше. Двигательную активность детей, требует дифференцированного и индивидуально-ориентированного подхода в выборе средств, методов, организационных форм адаптивной физической культуры, постановки и решения коррекционных, компенсаторных, сопряженных с процессом обучения, воспитания, физического, психического, личностного развития данной категории детей.

В настоящее время выделяется несколько категорий детей с нарушениями развития:

  •  дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие, первичное нарушение носит сенсорный характер — нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора;

  • дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора; • дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи; 

  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга; • дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабо выраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС); • дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение — органическое поражение головного мозга, обусловливающее нарушения высших познавательных процессов; 

  • дети с нарушениями развития аутистического спектра, представляющие собой полиморфную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями — нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков, аффективные проблемы становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой; 

  • дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных (сенсорное, двигательное, речевое, интеллектуальное) нарушений, например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др. Степень выраженности нарушений различна, поэтому выделены три уровня психического развития детей с комплексными нарушениями, что определяет специфику психолого-педагогической работы.

Для двигательной сферы характерны нарушения опороспособности, равновесия, вертикальной позы, ориентировки в пространстве, согласованности дыхания и движения, несформированность локомоторных актов, низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость.

Для ребенка с отклонениями в развитии приобрести социальный опыт, полноценно войти в общество, стать личностью - значит иметь перспективу устранения барьеров в образовании, культуре, физическом и интеллектуальном развитии.

Образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Одно из основных условий социализации ребенка - это его здоровье, развитие всех систем жизнеобеспечения. Так как в младенческом и дошкольном возрасте ребенок полностью зависит от родителей, эта забота ложится на их плечи как самых заинтересованных лиц в здоровье и физическом развитии своего ребенка. В раннем возрасте ребенка семья самым различным образом может повлиять на его физическую активность - или способствовать и даже препятствовать ей. Препятствующими факторами часто являются гипер-опека, боязнь травм, простуды, переутомления, непонимание роли движения в жизни ребенка в двигательной активности нуждаются все дети - и больные, и здоровые, каждый ребенок испытывает потребность в движении, эмоциях, общении.

Физическая культура предоставляет все возможности для удовлетворения этих потребностей. В семье, где есть понимание, хорошие традиции, осознанное отношение к здоровью ребенка, родители сами создают условия для его развития. Это с раннего возраста посещение секций, упражнения утренней гимнастики в сочетании с закаливанием и «домашним» плаванием, подвижные и малоподвижные игры, коррекционные и развивающие игры в условиях «домашнего стадиона», прогулки на свежем воздухе в любое время года, катание на велосипеде (трех- и двухколесном, на санках, лыжах и т. п.

Дата последнего обновления страницы 13.03.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения