Социальное сопровождение является универсальным инструментом, применимым к любой категории граждан, в том числе к семьям с детьми-инвалидами.
В бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Советский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (далее БУ «Советский реабилитационный центр») с июня 2016 года внедрена Модельная программа социального сопровождения семей с детьми. За этот период социальным сопровождением было охвачено 61 семья: 2017 год — 46 семей, 1 квартал 2018 года — 15 семей, в них воспитывается 83 ребенка, в том числе 15 детей с расстройствами аутистического спектра.
При реализации социального сопровождения реализуются следующие подходы:
-
Семья рассматривается как субъект социального сопровождения, поэтому взаимодействие организуется так, чтобы повысить социальную активность каждого члена семьи, перевести их на строну инициаторов перемен.
-
При выполнении мероприятий социального сопровождения привлекаются иные организации и учреждения с учетом их профиля деятельности. В настоящее заключено 51 соглашение о сотрудничестве между БУ «Советский реабилитационный центр» и другими учреждениями Советского района и г.Югорска: общественные организации — 5, учреждения культуры и спорта -7, учреждения здравоохранения — 4, дополнительное образование - 6, образовательные учреждения — 15, детские сады - 9, иные организации — 5.
-
Куратором семьи, назначается опытный, высокопрофессиональный сотрудник БУ «Советский реабилитационный центр», от которого во многом зависит результат социального сопровождения: это и выстраивание партнерских отношений с органами и учреждениями различных ведомств, определение ресурсов семьи, организация поддержки семьи.
-
Организация постсопровождения семьи.
Практика внедрения технологии «Социальное сопровождение» в БУ «Советский реабилитационный центр» имеет положительные результаты работы и является эффективной при организации работы с семьей, поскольку позволяет решать возникшие жизненные трудности по следующим обстоятельствам: отсутствие работы у родителей, проблемы социализации у детей, семья, воспитывающая ребенка-инвалида от 0 до 3 лет, семья в после разводном состоянии, педагогическая неграмотность родителей, нарушение межличностных отношений в семье и пр..
Так же, в рамках социальной поддержки семьи, в соответствии с межведомственным приказом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 486-р/745 от 21 июля 2016 года «Об организации постоянно действующей школы для обучения родителей навыкам ухода и реабилитации в домашних условиях за детьми, имеющими особенности развития, на базе медицинских организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на территории Советского района и города Югорска созданы школы на базе бюджетных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: «Югорская городская больница», «Пионерская районная больница», автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Советская районная больница». Данные школы функционируют на базе педиатрических отделений медицинских организаций. В состав школ входят специалисты учреждений здравоохранения и БУ «Советский реабилитационный центр».
Школы созданы в целях оказания комплексной медико-психолого-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, с факторами риска различных заболеваний, а также членам их семей, повышения компетентности родителей по уходу и реабилитации ребенка в домашних условиях и эффективности социально-реабилитационных мероприятий.
К гражданам, обслуживаемых Школой, относятся родители (законные представители) детей, имеющих особенности развития: дети, имеющие инвалидность; дети, имеющие хронические заболевания; дети, имеющие нарушения в психологическом развитии; дети с задержкой речевого, психического развития и др. заболеваниями; дети раннего возраста (до 1 года), имеющие «риски» в развитии.
График работы школ утверждается главным врачом медицинской организации. Занятия проводятся в медицинских учреждениях один раз в месяц с участием специалистов БУ «Советский реабилитационный центр».
В рамках деятельности Школ было обслужено 71 семья, в том числе 10 семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра и иными ментальными.
Консультационный кабинет
В рамках реализации плана мероприятий Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре до 2020 года с января 2018 года в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Советский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» на базе отделения психолого-педагогической помощи функционирует Консультационный кабинет (далее — Кабинет).
Деятельность Кабинета направлена на повышение родительских компетенций, воспитывающих детей с особенностями развития, в вопросах эффективного взаимодействия с ребенком и формирования благоприятного психологического климата в семье, и включает:
-
Диагностическое направление. Оценка реабилитационного потенциала родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (психоэмоциональное состояние, личностная и мотивационная сфера, общественные отношения, когнитивные функции и др.), подготовка рекомендаций по оказанию семье психологической поддержки в условиях учреждения социального обслуживания, отслеживание динамики в состоянии родителей, психологического климата семьи.
-
Коррекционно-развивающее направление. Деятельность специалистов, направленную на обеспечение гармонизации внутрисемейных отношений; снятие эмоциональной напряженности у родителей; развитие способности контролировать свои эмоции; формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку; обучение родителей методам и навыкам коррекционных и развивающих занятий для организации непрерывной, самостоятельной работы с ребенком.
-
Информационно-просветительское направление. Предусматривает организацию разъяснительной работы с родителями по вопросам, связанным с особенностями развития, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
-
Профилактическое направление. Включает деятельность специалистов, направленную на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, на всех этапах его воспитания и развития.
-
Формы работы:
- Индивидуальные: консультация, практическое занятие, беседа и др.
- Групповые: семинар-практикум, тренинг, тематическая лекция, дискуссия, круглый стол, группы взаимоподдержки для родителей и др.