|
логопед |
|
Советы логопеда
Уроки логопедии для родителей
Вы, конечно, знаете, что ребенок не рождается со сложившейся речью.
Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед – специалист, исправляющий нарушения речи. При слове «логопед» многие из Вас вспоминают комичные сцены из кинофильма «по семейным обстоятельствам». Все это смешно, пока проблема нарушений речи не коснулась Вас и вашего ребенка. Что же делать тогда? Не оттягивайте с визитом к логопеду. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. От вас потребуется много усилий: надо выполнять различные упражнения, задания, следить за произношением ребенка.
Речевое развитие детей дошкольного возраста
Как вообще должна развиваться речь ребенка?
Как не упустить время, когда следует бить тревогу?
В традиционной логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить для родителей памяткой.
-
от 1,5 - 3 мес. – «гуление», когда малыш издает звуки: а-а-а, гу-уу-уу, э-э-э, пфф, буу. Именно они потом явятся основой для становления членораздельной речи. «гуление» у всех детей народов мира одинаково.
-
от 6-7 мес. – «лепет», не слова, а именно лепет: ба-ба-ба, па-па-па-па, м-ма-ма. Лепет – это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, дейстВиями. «Ма-ма» (мама) – говорит ребенок, и это относится именно к маме. В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речи окружающих.
-
от 9 мес. до 1 года – перые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, ав-ав, му-у. С 1 года 9 мес. до 2 лет – период стремительного развития речи, когда малыш усваивает 350 слов и более. В это время начинается бурное вторжение в жизнь, интереснейший этап – первые «почемучки», познание жизни через вопросы к близким и родным.
-
от 2 до 3 лет ребенок практически усваивает грамматический строй родного языка. Он склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные, учится правильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и дргие части речи.
- Родители и воспитатели должны быть информированы о том, что наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи ребенка падает на первые 3 года жизни. Именно в этот период все функции центральной нервной системы в процессе их естественного формирования наиболее легко поддаются тренировке и воспитанию. Если условия развития в это время неблагоприятны, то формирование речевой функции настолько искажается, что в дальнейшем не всегда удается в полном объеме сформировать полноценную речь.
- На четвертом году жизни дети могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать заисимость между ними, делать умозаключения. Однако в общем и речевом развитии у детей могут быть индивидуальные различия: одни в три года достаточно хорошо владеют речью, а у других она еще далека до совершенства.
Малыши легко идут на контакт даже с незнакомыми людьми, так как у них велика потребность познавать окружающий мир. Поэтому они постоянно задают вопросы: как называется это?, зачем?, для чего? и т.п., но из-за неустойчивости внимания могут не дослушать ответ до конца. Примерный объем словаря детей в это время составляет 1500-2000 слов различных частей речи. Однако малыши испытывают трудности при передачи содержания сказки или описания события, участниками которого они являлись. Словообразовательный навык и умение изменять слова для составления предложения, что описано в литературе как «детское словотворчество». Показатель правильного развития детской речи – появление способности у ребенка после трех лет оценивать свое и чужое произношение. Большинство детей правильно произносят такие трудные звуки, как ы, э, х, приближают к норме произношение твердых согласных с, з, ц; нередко в речи малышей появляются согласные ш, ж, ч, щ, л, р.
Итак, к 4-5 годам ребенок знает много слов, правильно употребляет их в речи.
Если к 4 годам он не произносит 2-4 трудных звука (р, л, с, щ), то это не так страшно, к 5-6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму.
А вот, если речь его несовершенна, большинство звуков он произносит неверно, да еще запас слов крайне мал, это уже серьезно, и следует немедленно обратиться к логопеду.
|
Признаки благополучного развития речи у ребенка.
-
физическое развитие ребенка соответствет возрасту.
-
у ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
-
ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
-
ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
-
ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
-
ребенок вслушиается в свою речь и старается испраить сои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка.
- ребенок перенес тяжелые заболевания.
- ребенок развивается с задержкой.
- у ребенка есть неврологические заболевания.
- ребенок неохотно повторяет слова и предложения, которые он слышит. Когда ребенок слышит просьбу «повтори» или «скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.
- он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельным» ребенок).
- ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
- ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одном ему понятном языке. На замечания «скажи еще раз лучше» не реагирует.
- речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
|
Рекомендации родителям по формированию правильной речи.
-
разговаривайте с малышом, используя четкую и выразительную речь.
-
если делаете замечания ребенку, не используйте иносказаний, слов в переносном значении и сложной форме.
-
рассматривайте картинки, пусть ребенок называет, «что изображено, где? » читайте книги с картинками.Рассматривание картинок сопровождается ответами на вопросы прочитанного.
-
пусть ребенок пробует самостоятельно пересказать прочитанное, без вашей подсказки. пересказывать можно просмотренный мультфильм.
-
зачивайте простые считалки, стихи, потешки.Развивайте речь в игре.
-
поощряйте стремление ребенка к рисованию, лепке. Эти виды занятий очень важны для развития пальчиков. Не забывайте работать ножницами.
-
продолжать развивать у ребенка двигательную активность.
Выполняя эти задания и предъявляя требования ребенку, проявляйте чувство меры и будьте последовательными в своих требованиях.
Развитие мелкой моторики с использованием предметов.
Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Мы используем следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук.
1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами и потешками;
2. Специальные упражнения без речевого сопровождения, так называемая пальчиковая гимнастика;
3. Игры и действия с игрушками и предметами:
-
раскладывание пуговиц, палочек, зерен и т.д.;
-
нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;
-
пришивание, застёгивание и расстёгивание пуговиц;
-
игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.
4. Изобразительную деятельность:
-
лепку из пластилина и глины;
-
раскрашивание картинок;
-
обведение контуров;
-
штриховку;
-
рисование карандашами и красками различными способами (кистью, пальцем, свечой и т.д)
-
разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т.д.
Работа по развитию кистей рук должна проводиться систематически в детском саду и дома. Эти упражнения отрабатываются постепенно, вначале выполняются с помощью взрослого, а затем переходят к самостоятельному выполнению.
Шпаргалки для родителей
|
|
|