Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

     Сайт детского сада город Советский ХМАО - Югра

 

логопед

 

Советы логопеда

                                Уроки логопедии  для родителей

       

   Вы, конечно, знаете, что ребенок не рождается со сложившейся речью.

Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно  и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае  поможет логопед – специалист, исправляющий нарушения речи. При слове «логопед» многие из Вас вспоминают комичные сцены из кинофильма «по семейным обстоятельствам». Все это смешно, пока проблема нарушений речи не коснулась Вас и вашего ребенка. Что же делать тогда? Не оттягивайте с визитом к логопеду. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. От вас потребуется много усилий: надо выполнять различные упражнения, задания, следить за произношением ребенка.

     Речевое развитие детей дошкольного возраста

     Как вообще должна развиваться речь ребенка?

                                        Как не упустить время, когда следует бить тревогу?

  

   В традиционной логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить для родителей памяткой.

  • от 1,5 - 3 мес. – «гуление», когда малыш издает звуки: а-а-а, гу-уу-уу, э-э-э, пфф, буу. Именно они потом явятся основой для становления членораздельной речи. «гуление» у всех детей народов  мира одинаково.

 

  • от 6-7 мес. – «лепет», не слова, а именно лепет: ба-ба-ба, па-па-па-па, м-ма-ма. Лепет – это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, дейстВиями. «Ма-ма» (мама) – говорит ребенок, и это относится именно к маме. В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речи окружающих.

 

  • от 9 мес. до 1 года – перые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, ав-ав, му-у.  С 1 года 9 мес. до 2 лет – период стремительного развития речи, когда малыш усваивает 350 слов и более. В это время начинается бурное вторжение в жизнь, интереснейший этап – первые «почемучки», познание жизни через вопросы к близким и родным.

 

  • от 2 до 3 лет ребенок практически  усваивает грамматический строй родного языка. Он склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные, учится правильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и дргие части речи.

  • Родители и воспитатели должны быть информированы о том, что наиболее благоприятный и интенсивный период  в  развитии речи ребенка падает на первые 3 года жизни. Именно в этот период все функции центральной нервной системы в  процессе их естественного формирования наиболее легко поддаются тренировке и воспитанию. Если  условия развития в  это  время неблагоприятны, то формирование речевой функции настолько искажается, что в дальнейшем не всегда удается в полном объеме сформировать полноценную речь.

 

  • В три года  практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает определенный лексический запас.

 

  • На четвертом году жизни дети могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать заисимость между ними, делать умозаключения. Однако в  общем и речевом развитии у детей могут быть индивидуальные различия: одни в три года достаточно хорошо владеют речью, а у  других она еще далека до совершенства.

     Малыши легко идут на контакт даже с незнакомыми людьми, так как у них велика потребность познавать окружающий мир. Поэтому они постоянно задают вопросы: как называется это?, зачем?, для чего? и т.п., но из-за неустойчивости внимания могут не дослушать ответ до конца. Примерный объем словаря детей в  это время составляет 1500-2000 слов различных частей речи. Однако малыши испытывают трудности при передачи содержания сказки или описания события, участниками которого они являлись.  Словообразовательный навык и умение изменять слова для составления предложения, что описано в литературе как «детское словотворчество». Показатель правильного развития детской речи –  появление способности у ребенка после трех лет оценивать свое и чужое произношение. Большинство детей правильно произносят такие трудные звуки, как ы, э, х, приближают к норме произношение твердых согласных с, з, ц; нередко в речи малышей появляются согласные ш, ж, ч, щ, л, р. 

 

  • от 4 до 5 лет дети овладевают умением связно рассказывать: они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание  любимого мультика.

    Итак, к 4-5 годам ребенок знает много слов, правильно употребляет их в речи.
Если к 4 годам он не произносит 2-4 трудных звука (р, л, с, щ), то это не так страшно, к 5-6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму. 
А вот, если речь его несовершенна, большинство звуков он произносит неверно, да еще запас слов крайне мал, это уже серьезно, и следует немедленно обратиться к логопеду. 

 

 

Признаки благополучного развития речи у ребенка.

  • физическое развитие ребенка соответствет возрасту.

  • у ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

  • ребенок активно  общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

  • ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

  • ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

  • ребенок вслушиается в свою речь и старается испраить сои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка.

  • ребенок перенес тяжелые заболевания.
  • ребенок развивается с задержкой.
  • у ребенка есть неврологические заболевания.
  • ребенок неохотно повторяет слова и предложения, которые он слышит. Когда ребенок слышит просьбу «повтори» или «скажи это еще раз», он   молчит, стиснув  зубы, или уходит, как будто вас не слышал.
  • он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за   помощью («самостоятельным» ребенок). 
  •  ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми. 
  • ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одном ему понятном языке. На замечания «скажи еще раз лучше» не реагирует.
  • речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

  

Рекомендации родителям по формированию правильной речи.                      

  • разговаривайте с малышом, используя четкую и выразительную речь.

  • если делаете замечания ребенку, не используйте иносказаний, слов в переносном значении и сложной форме.

  • рассматривайте картинки, пусть ребенок называет, «что изображено, где? » читайте книги с картинками.Рассматривание картинок сопровождается ответами на вопросы прочитанного.

  • пусть ребенок пробует самостоятельно пересказать прочитанное, без вашей подсказки. пересказывать можно просмотренный мультфильм.

  • зачивайте простые считалки, стихи, потешки.Развивайте речь в игре.

  • поощряйте стремление ребенка к рисованию, лепке. Эти виды занятий очень важны для развития пальчиков. Не забывайте работать ножницами.

  • продолжать развивать у ребенка двигательную активность.

Выполняя эти задания и предъявляя требования ребенку, проявляйте чувство меры и будьте последовательными в своих требованиях.

Развитие мелкой моторики с использованием предметов. 

 

 Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. 

     Мы используем следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук.

1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами и потешками;

2. Специальные упражнения без речевого сопровождения, так называемая пальчиковая гимнастика;

3. Игры и действия с игрушками и предметами:

  • раскладывание пуговиц, палочек, зерен и т.д.;

  • нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;

  • пришивание, застёгивание и расстёгивание пуговиц;

  • игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.                                                                                        

4. Изобразительную деятельность:

  • лепку из пластилина и глины;

  • раскрашивание картинок;

  • обведение контуров;

  • штриховку;

  • рисование карандашами и красками различными способами (кистью, пальцем, свечой  и т.д)

  • разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т.д.   

   Работа по развитию кистей рук должна проводиться систематически в детском саду и дома. Эти упражнения отрабатываются постепенно, вначале выполняются с помощью взрослого, а затем  переходят к самостоятельному выполнению.

Шпаргалки для родителей

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"